30 января 2014
г.
Авторская колонка "Нового региона"
Переход большинства областей Западной Украины под контроль
Народных рад и изгнание глав областных администраций - красивый революционный
жест. Вроде как "узурпаторов из центра" выгнали, теперь заживем, как
у Бога за пазухой.
Пока что в Киеве занимаются глобальными проблемами
переустройства государства, но рано или поздно дойдет очередь до рассмотрения
ситуации в регионах. И даже не исключено, что либеральная часть временного
правительства пойдет на эксперимент: хотите народную власть - управляйте
экономикой своих областей сами, без поддержки "узурпаторского центра".
Есть ли у лидеров революционных Народных рад хоть какой-то
план по управлению хозяйственной и социальной сферой своих областей? Им надо
будет откуда-то брать деньги, чтобы поддерживать жизнь народа хотя бы на
нынешнем уровне.
Об этом в авторской колонке "Нового региона" пишет
обозреватель Иван Хоменко.
Прежде всего необходимо будет обеспечить энергетическую
независимость региона. Ситуация непростая, потому что все западноукраинские
месторождения газа и нефти истощены. Сегодня на них приходится от четверти до
трети общеукраинской добычи. Порядка 700 тыс. тонн нефти и около 5 млрд куб. м.
газа. Мало того, что этой нефти хватит региону разве что на месяц, в лучшем
случае - на полтора. Так ее еще и переработать негде. "Нефтехимик
Прикарпатья" в Надвирной и "НПК Галичина" в Дрогобыче в 2013
году вообще остановились, и нефть не перерабатывали по причине экономической
нецелесообразности.
Значит, покупать нефтепродукты придется в Белоруссии и
Литве. По среднеевропейским ценам. Соответствующие цены сразу же появятся и на
заправках. Газ, в принципе, дефицитом не будет, только покупать его тоже
придется по цене, которую просит Газпром - 268,5 долларов за тыс. куб. м. И
населению продавать по такой же цене, потому что денег на дотации не будет.
Учитывая, что сейчас газ для населения стоит 90 дол. за тыс. кубов, а для
теплокоммунэнерго - 130 долларов, то тарифы на газ на конфорках и тепло
придется поднимать в 3 и 2 раза соответственно.
Мог бы помочь Chevron, приступив к разработке сланцевого
газа на Олесской площади. Но, во-первых, на промышленные объемы он выйдет не
скоро, где-то к 2020 году; а, во-вторых, местное население до сих пор было
против добычи сланцевого газа на своих землях. Или мнение быстро поменяется?
Потому что это будет чуть ли не единственное предложение реальной работы в
западном регионе. Промышленности там просто нет. На днях обанкротился и флагман
Львова - автобусный завод. Кроме пустых цехов не осталось ничего.
Надо признать, что не будет проблем с электроэнергией. 6
атомных блоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС обеспечат регион светом, даже
если Ринат Ахметов решит остановить Ладыженскую и Добротворскую ТЭСы, входящие
в состав "ДТЭК Западэнерго", а Бурштынская будет работать
исключительно на экспорт. Но тогда большие проблемы начнутся у шахтеров. Их
уголь не будет востребован. Его и так не особо активно брали по причине низкого
качества, но тут хотя бы киевские чиновники заставляли крупный бизнес брать
отечественный уголь какой ни есть. Тем приходилось соглашаться, хотя и с
оговорками.
"К сожалению, много угля, добытого на западе Украины,
имеет повышенное содержание серы - более 3%. Это ляжет бременем на выплату за
выбросы серы в воздух. По плану 2013 году компания ДТЭК должна будет оплатить
выбросы оксидов серы около миллиарда гривен. Это огромные средства, - заявил
летом 2013 года Сергей Тазина изданию "Львовская правда". - Проблему
нужно решать комплексно - учитывая экономические, экологические и социальные
аспекты. Иначе коллапса в топливно-энергетической промышленности не избежать".
А экономические аспекты таковы: ставка экологического налога выросла с 50% в
2012 году до 75% в 2013 году, а 2014 году она увеличится до 100%. Экологический
налог идет в госбюджет, удастся ли Народным радам перетянуть его в региональный
- вопрос! Ахметов вообще может отказаться от угля Львовско-Волынского бассейна.
И тогда единственным потребителем этого черного золота станет население,
которому придется отказываться от газа по причине дороговизны и переходить на
использование угольных печей.
Впрочем, западноукраинским шахтерам так или иначе надо думать,
чем заняться в дальнейшем. Фонд госимущества Украины принял решение в 2014 году
выставить на приватизацию все государственные шахты региона - подразделения ГП "Волыньуголь"
(шахта № 9 "Нововолынская", шахта "Бужанская", ш/у "Нововолынское")
и подразделения ГП "Львовуголь" (шахты "Великомостивская", "Червоноградская",
"Видродження", "Лисова", "Межиречанская", "Зарична").
Несомненным экономическим достоинством западной Украины
являются магистральные автомобильные трассы, связывающие ее со странами Восточной
Европы. А также прекрасная природа, минеральные источники, дешевые лыжные
курорты. Правда, качество и состояние этих трасс вызывает слезы, но машины по
ним все равно будут ездить, потому что надо. А вот вся окружающая
инфраструктура - она никаких эмоций не вызывает, ее просто нет. На трассах нет
больших оборудованных отстойников и кемпингов для дальнобойщиков и
автотуристов. Нет достаточного количества ресторанов, хостелов, магазинчиков,
заправок, туристической инфраструктуры, плохая мобильная связь и интернет.
Практически полностью отсутствуют дороги местного значения,
поэтому самостоятельно, а тем более в одиночку добираться до какого-то
отдаленного села просто опасно. Все это не способствует развитию туристического
направления. Чтобы поднять его, нужны колоссальные инвестиции и 5-6 лет
времени, чтобы отстроить все и сформировать постоянные потоки туристов. Тот же
Буковель олигарх Игорь Коломойский приводил в более-менее европейский вид около
10 лет. В Моршине санаторный комплекс так и не довели до ума. Современные
частные отели соседствуют с частными же советскими панельными корпусами,
несколькими недостроями, отсутствием районированной оборудованной территории. И
если в будущем, при очень хорошей рекламе целительных свойств минеральной воды,
на строительство турбаз, санаторных корпусов, отелей еще найдутся желающие, то
строить дороги за собственный счет или в кредит вряд ли кто-то согласится. К
тому же введение платы за проезд не улучшит имидж создаваемой курортной зоны. А
собственные средства на эти цели у Народных рад вряд ли появятся.
Разве что они начнут еще большими темпами распродавать
карпатский лес. Ресурс ценный, практически главный промышленный ресурс региона.
Но, все-таки, не металл. Увеличат вырубку - начнет сокращаться туристическая и
оздоровительная ценность региона, пойдут оползни, наводнения, селевые потоки.
Денег на спасение людей и природы не насобираешь. К тому же сократятся
возможности по сбору грибов, ягод и лекарственных трав - существенного
заработка местного населения. Поставить его на контроль и учет невозможно, ну
нельзя приставить к каждому грибу или ягодному кусту лесника. А, значит,
сделать на этом централизованный и цивилизованный бизнес тоже вряд ли
получится.
В принципе на Западной Украине неплохо развито сельское
хозяйство, но не экспортное. Рекордных урожаев пшеницы, кукурузы и сои там не
собирают и экспортными миллионами не ворочают. А выращивание овощей, пусть даже
в очень больших объемах, и фруктов средней полосы, таких как яблоки, груши,
сливы, абрикосы, экономику тоже не сильно поднимет. Рентабельность там не особо
большая. Даже такой небедный человек, как Дмитрий Фирташ, который построил в
Тернопольской области теплицы на площади в 40 гектаров для
круглогодичного выращивания огурцов и помидоров, просит, чтобы ему электроэнергию
продавали по льготному тарифу. Не как для предприятий, а как для населения.
Хотя, конечно, при таких раскладах голодать местное население не будет.
© "Новый Регион - Киев" |