22 апреля 2010 г.
Власти Крыма намерены изгнать с озера Донузлав две компании, добывающие там песок. За содействием в этом вопросе Верховный Совет автономии обратился к министру охраны окружающей природной среды Виктору Бойко.
Обращение было принято на сессии парламента автономии, передает корреспондент "Нового Региона".
В документе говорится, что в настоящее время в приустьевой части озера Донузлав осуществляет добычу песка ЗАО "Южная инвестиционная компания" по разрешению на пользование недрами от 16 июня 2003 года сроком на 10 лет и ООО "СендИнтерМарин" по разрешению от 16 июня 2003 года на тот же срок.
Вместе с тем, эти предприятия не имеют всего пакета документов для ведения работ. У них отсутствуют документы, удостоверяющие право пользования земельным участком и разрешение на проведение работ на землях водного фонда.
"Таким образом, ни ЗАО "Южная инвестиционная компания" ни ООО "СендИнтерМарин" не имеют права вести добычу песка в Донузлавском месторождении", - заявляют в Верховном Совете.
Однако, нарушая требования водного, земельного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды, эти предприятия продолжают вести деятельность, чем наносят вред государству, который исчисляется миллионами гривен.
В связи с этим ВС Крыма решил обратиться к Министру охраны окружающей природной среды Бойко с просьбой в срочном порядке принять меры по аннулированию специальных разрешений на пользование недрами, выданных ЗАО "Южная инвестиционная компания" и ООО "СендИнтерМарин".
Напомним, что в прошлом году власти Крыма заявили о намерении содействовать активной добыче песка на озере Донузлав. По словам экс-председателя Совета министров Крыма Виктора Плакиды, в последнее время крымчане, живущие в районе Донузлава, или имеющие там бизнес, жалуются на сокращение прибрежной полосы. Но, вместо прекращения добычи песка, власти задумались лишь о введении ее в законные рамки.
"Нам бы очень хотелось, чтобы добыча песка и в акватории Донузлава и севернее, и на "Косе Южной", и в других местах, которые есть сегодня в Крыму, безусловно, велась. Нам совершенно не интересно, чтобы строительные организации Крыма возили песок из Херсонской области, это абсолютно не поддержит экономику Крыма", - пояснил Плакида.
По его словам, Донузлав и прилегающую к нему территорию планируется развивать, как рекреационный объект, однако чиновники не исключают реализацию проекта по переносу на озеро Евпаторийского порта.
Напомним, что в 2007 году в Совете министров Крыма обсуждался вопрос переноса грузового района Евпаторийского порта на "Косу Южная" на Донузлаве. Тогда же, в правительстве решили ежемесячно заслушивать отчеты компаний, которые будут добывать песок на Донузлаве в Министерстве промышленной политики, транспорта, связи и ТЭК Крыма. Там же предполагали докладывать об объемах добычи песка и формировании цен на него.
Первый заместитель главы правительства автономии Азиз Абдуллаев предупредил, что компаниям, которые не будут платить налоги в местные бюджеты, запретят добычу песка.
В июне 2007 года комиссия Главного управления МЧС Украины в Крыму приостановила деятельность Евпаторийского морского порта по причине использовании на производстве просроченных противогазов. Сами портовики полагали, что причина закрытия не в противогазах, а в переделе бизнеса по добыче песка, в чем заинтересованы некоторые депутаты Верховного Совета автономии.
Добычей песка Евпаторийский порт промышляет еще с 60-х годов, имея на эту деятельность соответствующую лицензию Минприроды Украины. Песок приносил предприятию более 80% его доходов. Еще в 2006 году остро стал вопрос об отсутствии у порта необходимых документов, в частности отвода земли.
В январе 2007 года запрет на добычу песка вынесла Государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция, а в феврале - Министерство охраны окружающей среды Украины. И хотя в судах разной инстанции порт выиграл, Апелляционный суд Крыма оставил в силе постановление о запрете добычи песка.
По словам крымского спикера Анатолия Гриценко, главная проблема заключалась в том, что порт якобы сам вообще не занимается добычей песка, а все оборудование, предназначенное для этого, передал в аренду неким трем коммерческим структурам, которые этот песок и добывают.
"Я заинтересован в том, чтобы этот песок добывался в Евпаторийском порту для нужд строителей Крыма, потому что сегодня нестабильная работа порта приводит, прежде всего, к экономическим проблемам, связанным с выплатой зарплаты, с показателями порта", - отмечал Гриценко.
За последние десятилетия ширина песчаной полосы Евпатории сократилась на 40 метров. Причиной специалисты называют чрезмерную добычу песка. Они подсчитали, что за полстолетия в районе Евпатории выработали свыше 200 миллионов кубометров песка.
Кроме добычи песка, существенной статьей доходов предприятия являются паромные перевозки в турецком направлении. По данным Евпаторийского порта, за год через него пропускается до 70 тысяч пассажиров и около 10 тысяч большегрузных автомобилей.
Кроме того, в 2006 году под давлением общественности президент Ющенко отменил свой указ о строительстве крупного промышленного порта на озере Донузлав.
Крымские ученые и экологи предложили вместо торгово-промышленного порта создать единый западно-крымский рекреационный регион общеукраинского значения, куда бы вошли курорты Евпатории, Сак и озеро Донузлав, так как индустриальное развитие западного побережья повлияет на весь курортный Крым, что обернется большими экономическими потерями, ухудшением здоровья населения Крыма и Украины.
После отмены указа крымский премьер Виктор Плакида заявил, что вопрос строительства морского транспортно-промышленного комплекса на озере Донузлав в Евпатории требует дальнейших обсуждений и "тема по Донузлаву не закрывается".
© 2010, "Новый Регион-Крым" |