6 января 2014 г.
Из проповеди настоятеля Свято-Ильинского Храма протоиерея Валерия
Поздравляю вас с великим, мироспасительным и всерадостным
праздником Рождества Христова! По милости Божией мы, превозмогая свои
человеческие немощи, все-таки пришли под своды нашего святого храма для того,
чтобы в эту рождественскую ночь воздать благодарность Господу и Спасителю
нашему Иисусу Христу, изливающуюся из глубины наших любящих сердец. И эта
благодарность переполняет наши сердца потому, что ради нас, ради нашего
спасения Господь приходит в этот мир, становится подобным нам кроме греха
Человеком, чтобы разрушить то средостение, воздвигнутое человеческим грехом, и,
примирив человека с Богом, вновь открыть для каждого двери Царства Небесного.
Почти 16 столетий тому назад святитель Григорий Богослов
такими словами начинал свою проповедь в день праздника Рождества Христова, -
их, братья и сестры, вы хорошо знаете, потому что они на протяжении всех этих
веков из года в год повторяются в Церкви во время рождественских богослужений.
Вот эти слова, переведенные на русский язык: "Христос рождается, славьте;
Христос - с небес, встречайте, Христос - на земле, возноситесь! Воспойте
Господу вся земля!" Эти слова постоянно звучат в наших святых храмах на
Рождество, и они постоянно задают нам животрепещущие вопросы: "В чем
значение для нас с вами Рождества Христова? Как мы можем встретиться со
Христом, приходящим с небес? Как можем вознестись на небо? Как можем прославить
Христа своей жизнью?".
Многие религии обещают человеку, что он в какой-то степени
может соприкоснуться с Богом, но ни одна религия, кроме христианской, не
позволяет познать Бога как брата и друга. Я не оговорился, произнеся эти слова.
Кто-то может содрогнуться, услышав в них дерзновение: "Как Бога мы можем
назвать своим братом и другом?" И, тем не менее, это так. Вслушайтесь в
слова преподобного Симеона Нового Богослова: "Мы становимся сынами Бога
Отца и братьями Христа". Это стало возможно для человека только благодаря
тому, что Христос пришел на землю, воплотился, стал подобным нам Человеком, жил
между людьми, воспитывался в Назарете в доме плотника, крестился, проповедовал
в Галилее, Самарии и Иудее, претерпел страдания и крестную смерть, воскрес из
мертвых и вознесся на небо. Благодаря Боговоплощению каждый человек может в
своей жизни встретить Бога, открыть для себя Бога. В каждом человеке должен
родиться Христос! Знаете, в чем заключается чудо этого таинства воплощения Сына
Божия, Его прихода на землю? Несмотря на то, что оно однажды совершилось в
истории, оно повторяется постоянно в жизни каждого отдельно взятого человека,
потому что в сердце каждого верующего должно произойти Рождество Христово - то
самое событие, которое ныне так торжественно совершает Святая Христова
Православная Церковь.
Мы слышали сегодня рождественское приветствие Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который еще и еще раз каждому из
нас напомнил, что Бог может прийти и воплотиться только лишь в чистом сердце. И
если мы хотим, чтобы в нашем сердце родился Христос, чтобы произошла эта
встреча с Богом, и Бог был для нас братом и другом, то каждый из нас должен
озаботиться о чистоте своего сердца. И не случайно поэтому, в дни, предшествующие
празднику Рождества - дни Рождественского поста, Святая Церковь призывала нас к
одному, единственному на потребу - к очищению в Таинстве покаяния своих душ и
сердец от грехов и пороков, в которых мы виноваты перед Богом, и которые
заслоняют от нас Бога. Именно из-за своей греховности мы не можем встретиться с
Богом, а, наоборот, удаляемся от Него все дальше и дальше в так называемую
"страну греха".
В эти дни Церковь своими песнопениями напоминает нам об
удивительном событии. Вот слова одной из стихир, которые в канун Рождества
пелись за богослужением: "Средостение градежа разрушися,: и херувим
отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся". Какая образная
картина! Мы знаем, что после грехопадения человек потерял возможность
пребывания в раю. Мало того, двери рая ограждал херувим с огненным мечом. И вот
Рождество Христово разрушает тот барьер между Богом и человеком, соделанный
грехом; херувим с огненным мечом отступает, и человек может стать снова жителем
рая. Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение вторым творением.
Вдумайтесь в эту фразу! Весь мир был создан из ничего Богом, и вместе с этим
миром был создан человек. Но человек потерял то, что было первоначально дано
ему Богом. И вот Боговоплощение - приход в мир Христа Спасителя - является как
бы вторым творением человека, так как человек через то, что Бог принимает его
плоть, снова имеет возможность общения с Богом.
"Существующий начинает существовать, Несозданный -
создается, Необъемлемый - объемлется, Богатый становится нищим через восприятие
плоти, чтобы я обогатился в божество", - так говорится в одном из
церковных песнопений. Действительно, братья и сестры, что за новое таинство?
"Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и
образ спасти и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое
гораздо лучше и выше первого". По выражению преподобного Ефрема Сирина, в
воплощении Слова происходит обмен между Богом и человеком: Бог принимает
человеческое естество, а человек получает возможность обожествления.
"Слово воплотилось, чтобы мы обожились", - говорит святитель Афанасий
Великий. "Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы сынов человеческих
сделать сынами Божиими", - учит святитель Ириней Лионский.
Может возникнуть вопрос, а все-таки когда и где конкретно на
земле происходит реальная встреча человека с Богом? И вот отцы Церкви учат нас
тому, что эта встреча возможна, прежде всего, в молитве. Не случайно верующий
человек призывается постоянно молиться. Так же встреча с Богом возможна в
величайшем Таинстве церковном - в Евхаристии. Оно совершалось и в эту
рождественскую ночь в нашем храме, и многие из нас, более 140 человек,
причастились Святых Христовых Таин. Мы приняли в самих себя Христа, Его
Пречистое Тело и Животворящую Кровь, и разве это не встреча с Богом? Для
верующего человека встреча с Богом возможна в каждом церковном Таинстве. Я хочу
сказать даже более: встреча со Христом может произойти и тогда, когда мы
встречаемся с человеком. Чтобы было легче меня понять, давайте вспомним те
слова Христа Спасителя, с которыми он будет обращаться к людям на Страшном
Суде. К тем, кто будет стоять по правую Его сторону, Он скажет: "Алкал Я,
и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли
Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и
вы пришли ко Мне". И тогда люди скажут: "Господи! когда мы видели
Тебя алчущим, жаждущим, странником, нагим?" И Господь ответит:
"Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне" (Мф. 25,35-40). Поэтому я не случайно сказал, что наша
встреча с Богом возможна через встречу с рядом находящимся человеком. И если
это так, то как мы должны относиться к каждому человеку? С каким участием,
теплотой и любовью! Можем ли мы быть черствыми, можем ли быть эгоистичными с
этим человеком, если через него происходит наша встреча с Самим Богом?
Наверное, нет.
Вот какие интересные и важные вопросы ставит перед нами
нынешнее праздничное событие. Дай Бог, братья и сестры, чтобы этот праздник был
праздником рождения Христа в нашем сердце! И, вместе с тем, дай Бог, чтобы этот
праздник был нашим рождением во Христе. Задумаемся над этим сегодня, в эту
светозарную рождественскую ночь. Дай Бог, чтобы эта радость, переживаемая всеми
нами сегодня, которая вселила в нас силу и какое-то неземное чувство, трудно
описываемое словами и так редко переживаемое на земле, была верной спутницей и
помогала нам в тех многих нестроениях, болезнях и скорбях, встречающихся на
нашем жизненном пути. Я еще и еще раз из глубины любящего вас сердца поздравляю
всех с великим и всерадостным праздником Рождества Христова! Дай Бог, чтобы
сердца наши уподобились той пещере, в которой однажды произошло Рождество
Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. С праздником, православные!
Рекламно-информационная газета "РТВ" г. Саки © 2009-2014 |