4 сентября 2022 г.
Недобросовестные торговцы утратили возможность манипулировать с целью наживы, а покупатели получили больше возможностей отстаивать свои права. О том, как изменения в законе "О защите прав потребителей" отразятся на качестве услуг и взаимоотношениях покупатель-продавец в России, в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказала официальный представитель РО ОД "Объединение потребителей России" в РК Надежда Анельчук.
С 1 сентября в РФ вступили в силу изменения в законе "О защите прав потребителей". Введённые нормы не абсолютное новшество, отмечает Анельчук, но они внесли ясность.
Закреплён чёткий перечень условий договора между продавцом (или поставщиком услуг) и покупателем, которые ущемляют права потребителя, следовательно, недопустимы и недействительны. И отстаивать свои права теперь будет значительно проще, отметила эксперт.
"Они [условия – ред.] достаточно объективны, потому что это именно те нарушения, с которыми ранее потребитель сталкивался, и зачастую приходилось доказывать, что условия нарушают его права, в суде. Не всегда можно было в досудебном порядке урегулировать споры", – сказала Анельчук.
Так теперь клиент может отказаться от части услуг, которые ранее полностью оплатил, и не бояться, что ему выдвинут штраф или не вернут деньги. Как пример Анельчук привела покупку абонемента в спортзал. Если потребитель пришёл туда дважды и решил, что больше в этом нет необходимости, ему должны вернуть все средства, кроме тех, что были уплачены за два занятия.
"Тот товар, который потребитель не использовал и не приобрел, конечно, не может быть оплачен", – подчеркнула эксперт.
Также под чётким запретом теперь намеренное уменьшение в договоре размера неустойки. Это значит, что подрядчик уже вряд ли рискнет затягивать сроки выполнения строительных работ, срывая все крайние линии, так как размер неустойки за это по закону существенный (3% за день просрочки) и ударит ему по карману, а прописать в договоре смешные цифры (вроде 0,01%) он не имеет права. Казалось бы – и не имел: очевидные вещи. Но и такие дела нередко рассматривались в судах, говорит Анельчук.
Кроме того, продавцы и исполнители не могут требовать дополнительные деньги за лишнюю услугу или товар, настаивать на определенном способе оплаты, отказывать в замене товара (услуги) с дефектом из-за того, что не сохранён чек или повреждена упаковка, переносить время исполнения заказа без согласия клиента, а также ставить ему условия, в какой суд обращаться за разрешением спора.
© РИА Новости Крым |