Главная » 2018»Март»16 » МАЛОИЗВЕСТНАЯ ГЛАВА "КРЫМСКОЙ ВЕСНЫ": МОРСКАЯ БЛОКАДА ДОНУЗЛАВА (ФОТО)
МАЛОИЗВЕСТНАЯ ГЛАВА "КРЫМСКОЙ ВЕСНЫ": МОРСКАЯ БЛОКАДА ДОНУЗЛАВА (ФОТО)
08:40
16 марта 2018 г.
Осенью 1854 года поперек фарватера Севастопольской бухты по решению командования Черноморского флота были затоплены семь русских военных кораблей. Позже на дно ушел и остальной деревянный флот России. Сделано это было, чтобы закрыть проход в гавань англо-французскому флоту. Весной 2014 года история повторилась – моряки-черноморцы затопили свои корабли поперек фарватера залива Донузлав севернее Евпатории, где располагалась база Военно-морских сил Украины. В этом случае задача была не выпустить украинские боевые корабли из гавани. Как проводилась морская операция – выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
Как сопротивлялся "Очаков"
"Вообще, топить корабли – дело не богоугодное. Корабли создаются, чтобы ходить по морям. Вся философия морского дела построена на том, чтобы не дать кораблю утонуть. Но в истории бывают моменты, когда, к сожалению, обстоятельства вынуждают действовать вопреки правилам", — рассказал РИА Новости Крым один из руководителей морской блокады Военно-морских сил Украины на Донузлаве.
Отличительная черта действий российских военных в период "Крымской весны" — оперативность и точность. Это признавали многие украинские военные и политики, которые заявляли, что русские опережают их буквально на шаг. Скорость при принятии решения о блокаде военных кораблей в Донузлаве — не исключение.
Поднятый со дна при помощи понтонов БПК Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
"4 марта утром ко мне пришли представители штаба. Стали спрашивать, как быстро мы сможем отбуксировать корабли и затопить их на входе в гавань. В этот же вечер мы уже буксировали корабли к месту назначения", — рассказал другой участник морской блокады ВМСУ.
Для затопления выбирали корабли, которые находились в отстое. Таких судов в севастопольских бухтах около 40. В итоге выбор пал на большой противолодочный корабль "Очаков" и несколько мелких судов.
"Ширина фарватера Донузлава около — поясняет один из собеседников.200 метров. Можно было топить несколько небольших кораблей, но выбор был сделан в пользу "Очакова". Только этот корабль длиной 173 метра и шириной 18,5 метров закрывал большую часть прохода",
Карта с обозначением места затопления кораблей ЧФ в Донузлаве
Судьба "Очакова" печальна, как и многих других судов, чья участь решалась в момент распада СССР. В 1991 году он был поставлен на ремонт, который тянулся годами и привел боевой корабль к полному упадку. К моменту, когда БДК был выбран для затопления, с него были демонтированы почти все механизмы, оборудование и вооружение.
"Внутри "Очакова" не было фактически ничего – даже дверей и трубопроводов. Можно было зайти через корму и беспрепятственно пройти к носу. По сути, буксир тянул для затопления пустую болванку", — вспоминает участник тех событий.
Пока корабли подходили к заливу, выход из гавани контролировали флагман ЧФ "Москва" и ракетные катера. На тот момент в бухте базировались корабли пятой бригады надводных кораблей ВМСУ: корвет "Винница", тральщики "Чернигов", "Черкассы", "Геническ", большой десантный корабль "Константин Ольшанский", противодиверсионный катер "Феодосия" и другие суда.
Карта с обозначением места стоянки боевых кораблей ВМСУ
"Почему было так важно закрыть проход. В море боевые возможности кораблей значительно выше, чем в месте стоянки. Корабль может маневрировать, вести огонь, представлять реальную угрозу. Стояла задача не допустить кровопролития, и такая морская блокада позволяла ее решить", — подчеркивает один из руководителей операции.
Но топить корабли – дело непростое. Во-первых, в судах используются специальные системы, которые придают им остойчивость – способность плавучего средства противостоять внешним силам. Во-вторых, корабль тонет определенным образом – теряя поперечную остойчивость, судно заваливается на борт и только потом уходит кормой или носом на дно.
Схема затопления корабля Предоставлена участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
"Мы сразу понимали, что в ближайшем будущем нам придется поднимать корабли, чтобы открыть проход в гавань. Требовалось топить так, чтобы потом было легче поднимать. Задача была положить "Очаков" на ровный киль. Для этого надо было первым делом посадить на дно кормовую часть корабля, чтобы он винтами, как зубами, впился в грунт. После этого остальная часть корабля должна была ровно опуститься на дно. Но поскольку в корабле не было перегородок, вода заполняла его равномерно, и БДК завалился на бок", — говорит участник морской блокады.
На затопление БДК "Очаков" ушло чуть больше часа.
"На случай активных действий украинских военных российские моряки были готовы взорвать корабль. Были готовы заряды и места, где их требовалось установить. Но во время затопления украинские корабли оставались на местах", — вспоминает один из участников тех событий.
Операция по подъему большого десантного корабля "Очаков" в заливе Донузлав Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
Вместе с "Очаковым" на дно ушло вспомогательное судно. Но этого оказалось недостаточно.
"Когда уже был затоплен "Очаков" и одно небольшое судно, в Донузлав возвращалась гражданская рыболовецкая шхуна. Она немного повертелась возле кораблей и пробралась в озеро. Тогда мы поняли, что могут пройти и другие небольшие корабли. В итоге затопили еще два небольших вспомогательных водолазных судна", — рассказывает собеседник РИА Новости Крым.
Уже после того, как все завершилось, к затопленным кораблям подошли тральщик "Черкассы" и буксир ВМСУ.
"Украинские моряки завели на один из затопленных водолазных судов канат и пытались тащить его, но сил на это явно не хватило", — отметил он.
Время собирать корабли
Вопросом подъема кораблей озаботились практически сразу после воссоединения Крыма с Россией. Три небольших водолазных судна подняли оперативно и без проблем. Другое дело – громадный "Очаков" весом под 4 тысячи тонн. Уже в начале апреля в Севастополь прибыли разработчики проекта подъема корабля. Официально к процессу приступили 11 июля 2014 года, но к тому времени был проведен огромный пласт подготовительных и водолазных работ.
"Для подъема требовалось повернуть корабль на ровный киль, затем загерметизировать и осушить. На словах просто, на деле не очень", — подчеркивает один из собеседников.
Операция по подъему большого десантного корабля "Очаков" в заливе Донузлав
В подъеме затопленного корабля "Очаков" участвовало около 100 водолазов Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
Выравнивали корабль с помощью специальных понтонов. Затем тросами его подняли и отбуксировали к одному из причалов в Донузлаве. Вся операция продолжалась около трех месяцев. В состав судоподъемного отряда входило восемь судов, среди которых спасательный корабль "Эпрон", килектор КИЛ-158, 100-нный плавкран, буксир и водолазные суда. В операции приняли участие только около 100 водолазов.
"Операции по подъему судов очень дорогостоящие. Затраты значительно превышают стоимость металла и оборудования корабля. Обычно корабли поднимают по трем причинам: когда судно заграждает проход или затонуло у причала, когда представляет какую-то угрозу, например, опасные ракеты, ядерный реактор, или чтобы захоронить моряков", — подчеркнул участник подъема "Очакова". В случае с БДК "Очаков" речь шла об освобождении прохода в Донузлав.
"Очаков" у причала в районе Новоозёрного Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
В память о затопленных в Донузлаве кораблях 7 августа 2014 в Новоозёрном был установленный памятный знак, став вторым подобным мемориалом в Крыму.
В 1905 году в море недалеко от набережной Приморского бульвара Севастополя был открыт памятник затопленным русским кораблям, которые преградили вход в бухту англо-французскому флоту в период первой обороны города 1854-1855 годов.
Мемориальная доска "В память о кораблях, затопленных в марте 2014 года за воссоединение Крыма с Россией" Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля "Очаков"
Хорошо нигде не работать! Захотел поспать – лёг, поспал! Жрать захотел – лёг, поспал.
Позвонили из службы безопасности "Сбера". Спросил, неужели у них уже отремонтировали ТЭЦ и дали свет? Почему-то начали ругаться и бросили трубку.
– Дорогой, давай зайдем в магазин косметики, у меня совсем нет туши! – Мне кажется, что с тушей у тебя как раз всё в порядке.
Головная боль Запада – поиск серых схем обхода собственных санкций.
То есть, вы спилили деревья, сделали из них бумагу, свернули в рулоны, засунули в банкомат и предлагаете мне не печатать чек, дабы сберечь природу?..
Россия никому не обещала не расширяться в сторону Запада. У России политика "открытых дверей". В неё могут вступить любые области Украины. Мы не можем противиться свободному волеизъявлению людей.
Продам телевизор Сони, пылесос Сони, комбайн Сони. Только быстро, пока Сони нет дома.
Появление немецких танков на Украине обычно заканчивается русскими танками в Берлине.
– Привет, ты откуда мне звонишь? Что-то номер не определяется. – С домофона, дверь открой – третий час стою!